«Золото Мамона» Трудовые будни

История золотодобычи в Енисейской губернии началась в XIX веке, в Южно-Енисейском районе, который считается родиной сибирской золотой лихорадки. В следующем году исполняется 190 лет с первой памятной находки золота старателем Родионом Сечёным на реке Мамон.

Поначалу золото давалось старателям легко, выдавая до двух и более золотников на 100 пудов песка. Самородки горстями пропивались в кабаках: только в одной деревне Рыбной, возле Мотыгино, их было 18.Со временем стало необходимым производить на порядки больше затрат и земляных работ для добычи, соизмеримой с прошлой, ураганной.

Как сегодня обстоят дела с добычей золота на севере Сибири, выясняем в старейшей старательской артели «Ангара», ведущей свой отсчет с того самого, 1829-го года. Артель смогла пережить смены царей и властей и даже разрослась на несколько сибирских регионов. Артель «Ангара-Север», помимо еще нескольких приисков, продолжает успешный поиск на том же самом «вечном месте», на реке Мамон.

Нынешние старатели обеспечены достойными условиями труда и отдыха. Артели создаютрабочие вахтовые поселки, снабженные электричеством, отоплением, интернетом и сотовой связью. На участках есть котельные, столовые, прачечные, бани и даже спортивные площадки.Современные методы золотодобычи требуют соответствующего опыта и специализации сотрудников. В артели работают по многу лет, есть целые династии – сыновья, отцы, деды. Это работа для сильных, по плечу она не всем, но позволяет обеспечить все потребности и достойный уровень жизни семьям старателей.

Расположение участков накладывает свой отпечаток на ведение работ. Каждому объекту свойственны геологические и гидрологические особенности, в соответствии с ними и подбирается оптимальная технология добычи.

Добыча золотоносных песков на Удерее ведется открытым способом: поисковики, знающие геологию и признаки, забивают шурф, убеждаются в правоте своих догадок; вскрывают верхний слой почвы, убирают его и добираются до золотоносного слоя. Собранный богатый песок завозят на промывочный стол — гидромонитор, бутарят его. Подсъемки: (экскаватор – самосвал — погрузчик, погрузка на стол, гидромониторинг)

Съемка металлосодержащего концентрата трудоемка и ответственна. Процесс не механизирован и остался почти неизменным с позапрошлого века.

Завершением технологического процесса являются несколько циклов доводки, по итогам которых получают чистый золотой песок и самородки, затем их сплавляют в слиток драгоценного металла.

Романтика и красоты окружающей природы быстро становятся повседневностью, а будни и смена сезонов пролетают незаметно. Весна-лето-осень… зима. Недолгий отдых и опять на вахту. Это суровая действительность любой таежной жизни. Но её результатом становится освоение заброшенных уголков сибирской земли, восстановление дорог, прокладка электросетей, создание поселков с развитой инфраструктурой, организация новых рабочих мест и создание настоящих центров золотодобычи.