Генеральный директор Артели старателей «Хакасия» Сергей Ковальков в эксклюзивном интервью 19rus.info ответил на вопросы о деятельности в республике золотодобывающего предприятия, на сколько хватит золота в регионе, как решаются вопросы экологии, охраны труда и многие другие.
– Сергей Николаевич, расскажите немного о вашем предприятии читателям 19rus.info. Каковы ваши активы, в Хакасии в том числе? Какой прогноз производственных результатов по итогам года?
— Артель «Хакасия» имеет давнюю, почти 200-летнюю историю. Нынешнее юридическое лицо зарегистрировано в апреле 2010 года в Красноярске Красноярского края, число сотрудников составляет порядка 200 человек. Основным видом деятельности является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы). На данный момент предприятие имеет 7 добычных лицензий, в том числе на разведку и добычу полезных ископаемых в Аскизском и Ширинском районах Республики Хакасия и, соответственно, всю горную технику, необходимую для осуществления этих работ в полном объеме.
Артель динамично развивается, и производственные прогнозы на ближайшую перспективу – только на улучшение. Конечно, все зависит от многих факторов, тем не менее, мы принимаем необходимые меры для сохранения и увеличения результативности работы. Наш прогноз и наша цель – по традиции ежегодно добывать более тонны драгоценного металла в копилку нашей Родины.
– Чем вас привлекает работа в золотодобывающей сфере?
— Мне всегда нравилось создавать что-то реальное – построить дом, разбить сад, вырастить сына… Я в этом смысле традиционен. И золотодобыча – именно тот способ приложения сил, который позволяет достичь запланированных результатов. Очень люблю бывать в приисковых посёлках старателей – здесь всё создано тобой, как правило, с нуля, здесь даже электричества до тебя не было. И пусть далеко не всё создал своими руками именно ты, но отчасти верно и то, что если бы не твоё желание – ничего этого здесь бы построено не было. Ни кухни, ни столовой, ни бани, ни жилых балков, ни спортивного зала… А дальше – больше – ремонтируется крыша школы или клуба в соседнем селе, строится церковь, проектируется и создается спортивная арена… Мне нравится творить и создавать!
– Насколько сегодня золотодобыча является важной отраслью экономики РФ? На сколько лет, по вашим данным, хватит золота в Хакасии?
— Золотодобычей в Хакасии человек занимается много тысяч лет. Это такой же традиционный промысел, как овцеводство или пастбищное скотоводство… Золото скифов – слышали, наверное? – согласно новейшим исследованиям его состава учеными-металлургами, сделан вывод о его хакасском и алтайском происхождении. Оно добыто и сплавлено именно здесь. Вполне возможно, что те древние золотые копи, что находятся в урочище Беренжак, идущие вглубь на 150-180 метров, еще откроют нам свои тайны. Золота в Хакасии много, и его хватит надолго!
– Как вы решаете вопросы промышленной безопасности, охраны труда?
— Это очень сложный и многоплановый вопрос, требующий системного подхода и тщательно принимаемых управленческих решений. Жизнь и здоровье каждого старателя важна так же, как жизнь и здоровье членов всей моей семьи. Это не красивые слова – это так и есть. Мы – старатели – чтим свои традиции и бережем своих друзей и тот особый уклад и дух, который всех нас объединяет в одно целое.
– Чем ваша компания помогает республике и местному населению в том числе?
— Я не очень люблю рассказывать о той помощи, которую мы оказываем. Мы привыкли помогать делами и не трубить об этом в СМИ. Сибиряки – особенно старатели – поймут, о чём я хочу сказать. Здесь живут и руководствуются старыми как мир истинами – если просят о помощи – и ты можешь помочь – помоги, не ожидая благодарности. Но помогай точечно и адресно – не помощи ради, а пользы для!
Есть в посёлке Неожиданный проблема со старым водозабором – помоги техникой и материалами для очистки и укрепления скважин! Не хватает средств на поддержание водозащитных сооружений в селе Балыкса – укрепи насыпи и защити дома и огороды с урожаем от подтопления. Заросла лесом дорога на старое родовое кладбище шорцев в Магызы – протори её туда, сделав планировку. Дел много – и больших и малых – все не переделать, но стремиться к этому нужно, выбирая самые срочные, неотложные и насущные. Вот такой принцип помощи местному населению всем ясен, прозрачен и понятен.
– Экономические интересы старателей нельзя ставить выше интересов экологии и будущего людей. С деятельностью вашей компании связаны определенные экологические риски. Какие? Внедряете ли вы в этой связи инновационные технологии? Как избежать серьезного ущерба экологии при золотодобыче?
— Очень интересные вопросы. И если отвечать на него подробно, то не хватит и двух часов нашей встречи. Артель старателей «Хакасия» все работы осуществляет только по утвержденным и согласованным контролирующими органами планам ведения горных и добычных работ. Особое внимание уделяется вопросам промышленной и экологической безопасности. Это кратно, в двух словах. А если немного развернуть ответ, то я могу рассказать и о том, что даже к вопросам рекультивации мы подходим ответственно и творчески. Водоотстойники, которые остаются после золотодобычи, мы не просто облагораживаем, а превращаем постепенно в зарыбленные пруды, которые со временем становятся излюбленными местами купания, отдыха и рыбалки. Возможно, кто-то потом займется и вопросами развития туризма, создаст на этой инфраструктуре спортивные базы и дома отдыха – почему бы и нет? Главное – не говорить о природоохране – а реально заниматься ею.
– Каково ваше мнение о планах правительства Хакасии установить мораторий на выдачу новых лицензий на добычу золота в республике? Связано это, кстати, с невыполнением лицензионных требований, связанных с разведкой и добычей золота. Речь идет также и о территориях традиционного природопользования шорцев.
— Я не знаю, в какой стадии рассмотрения находится данный мораторий. Глупо, по моему мнению, рубить курицу, несущую золотые яйца. Тем более, если это касается возможных ограничений в отношении работы артелей, давно и существенно пополняющих бюджет республики Хакасия, районных территорий и местных поселковых Советов, выполняющих все предписания и распоряжения многочисленных контролирующих органов.
О нарушениях, связанных с попранием прав шорцев, мне лично ничего не известно, за исключением тех случаев, когда требования двух-трех человек носят корыстный характер и выглядят, при ближайшем рассмотрении, как шантаж и вымогательство. В нашей артели работает много шорцев, и всем удобно такое развитие сотрудничества. Их заработная плата порядка 50-80 тысяч рублей (для горной Хакасии достойная) позволяет существенно повысить уровень благосостояния и достатка семей. А если кто-то не хочет работать и лишь пишет жалобы – зачем отвечать за них: спросите сами…
– Можно ли говорить о нелегальной золотодобыче в Хакасии? Как вы к этому относитесь?
— Я никак не отношусь к нелегальной добыче. Артель старателей «Хакасия» ведет её легально, открыто и законно! В строгом соответствии с проектом и в рамках законно выделенных и оплаченных лицензий. А те единичные случаи нелегального «чернокопательства», имеющие место быть в отдаленных таежных уголках, относятся исключительно к компетенции правоохранительных и природоохранных органов.
– Тратила ли артель старателей «Хакасия» средства на антиковидные мероприятия для своих сотрудников?
— Вопросы противодействия распространению пандемии остро встают перед всеми предпринимателями страны. И наша артель здесь не исключение. Мы полностью соблюдаем все противоковидные мероприятия и создали карантинный рубеж для всех наших работников. Они, работая изолированно, в тайге, без контактов с внешним миром, находятся в существенно большей безопасности, чем жители сел и городов.
– Как ваше предприятие намерено развиваться дальше?
— Есть такая пословица – хочешь рассмешить Бога – расскажи всем и ему о своих планах… Мы надеемся плодотворно трудиться, создавая рабочие места и впредь, приносить людям доход, достаток и уверенность в завтрашнем дне.